Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИТРОФАН КРИТОПУЛОС
45, С. 493-497 опубликовано: 18 августа 2021г.


МИТРОФАН КРИТОПУЛОС

Митрофан (Критопулос), патриарх Александрийский. Гравюра Исаака ван дер Хейдена. 1627 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена)
Митрофан (Критопулос), патриарх Александрийский. Гравюра Исаака ван дер Хейдена. 1627 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена)

Митрофан (Критопулос), патриарх Александрийский. Гравюра Исаака ван дер Хейдена. 1627 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена)

[Греч. Μητροφάνης ὁ Κριτόπουλος] (ок. 1589, Веррия - 25.04.1639 (по др. версии, 20.05.1639), Валахия), патриарх Александрийский (с сент. 1636), греч. богослов.

Жизнь

Род. в знатной семье, имя отца - Феодор. Начальное образование получил в родном г. Веррия. С детства был предназначен к церковной карьере и уже в 12-летнем возрасте стал протапостоларием Веррийского митр. Арсения. Позже переехал к дяде по матери в Фессалонику и вместе с ним ок. 1606 г. постригся в монахи в афонском Иверском монастыре. С сент.-окт. 1613 г. приблизительно до июня 1614 г. сопровождал в поездке по Молдавии и Валахии Кирилла I Лукариса, в то время Александрийского патриарха, с к-рым познакомился на Афоне. Предположительно тогда же стал протосинкеллом Александрийской Православной Церкви. В авг. 1615 г. вместе с патриархом Кириллом М. К. отправился в К-поль, а оттуда, в авг.-окт., через о. Родос - в Александрию и Каир (Emendationes et animadversiones. 1787. P. 75; Σάθας. 1868. Σ. 297; Davey. 1987. P. 1-33; Τσιρπανλής. 1990. Σ. 235).

В 1617 г. (до июня) благодаря договоренности между патриархом Кириллом Лукарисом и архиеп. Кентерберийским Дж. Эбботом М. К. отправился учиться в Англию (Παπαδόπουλος Χ. Α. ᾿Επιστολὴ Κυρίλλου τοῦ Λουκάρεως πρὸς τὸν ᾿Αρχιεπίσκοπον ῎Αββοτ // Νέα Σιών. 1906. Τ. 3. Σ. 5-6). Проехав через Кос, Хиос, Веррию, К-поль и Закинф, он прибыл в Лондон и оставался в Англии c лета 1617 до 1624 г. 6 сент. 1617 г. М. К. переехал в Оксфорд, где начал учиться в Оксфордском ун-те (Бейллиол-колледж), в 1622 г. он также посетил Кембридж. Целями пребывания М. К. в Англии были изучение святоотеческих сочинений, получение богословской подготовки, которая позволила бы полемизировать с католическими теологами и сторонниками церковной унии, а также установление контактов с представителями Англиканской церкви. Однако он не мог получить в Оксфорде ученую степень, поскольку это требовало признания англиканской доктрины. Подробности о пребывании М. К. в Англии и его дружеских связях этого периода известны из написанных им тогда писем (Θέμελης. 1909; Marshall. 1926; Davey. 1970; Τηλλυρίδης. 1974; Davey. 1987. P. 71-111; Τσιρπανλής. 1990. Σ. 205, 235; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 220-221; Idem. 2005. Σ. 287-288).

В Оксфорде М. К. завел альбом, названный им «Филотека» (Θιλοθήκη), в к-ром его друзья, в т. ч. известные ученые и церковные деятели того времени, посвящали М. К. записи на разных языках, превознося его достоинства и ученость, и оставляли свои подписи на память. Альбом содержит 319 записей-автографов, сделанных в Англии, Германии, Швейцарии и Венеции (последняя - в Венеции в 1628 пастором англ. посла М. Стайлзом, известным М. К. еще по Оксфорду). В наст. время альбом хранится в б-ке богословского фак-та Афинского ун-та, куда был передан предположительно через бывш. протосинкелла Александрийского Патриархата, Афинского митр. Германа (Каллигаса), в кон. XIX в. (Ρενιέρης. 1893; Δυοβουνιώτης. 1938; Davey. 1987. P. 267; Τσιρπανλής. 1990. Σ. 207-208). Впрочем, нек-рые знакомые М. К. давали весьма критическую оценку его поведению в тот период. Так, архиеп. Эббот в 1622 г. в письме англ. послу в К-поле Т. Роу осуждал недостойный, с его т. зр., образ жизни М. К. в Англии, упрекая в т. ч. в неблагодарности по отношению к нему самому и надеясь, что посол известит патриарха Кирилла Лукариса о дурных сторонах характера его подопечного (Legrand. Bibl. hell. XVIIe. Vol. 5. P. 197-199).

Митрофан (Кри¬то¬пулос), патриарх Александрийский. Гравюра из собрания портретов Ж. Ж. Буассара. 50–60-е гг. XVII в.
Митрофан (Кри¬то¬пулос), патриарх Александрийский. Гравюра из собрания портретов Ж. Ж. Буассара. 50–60-е гг. XVII в.

Митрофан (Кри¬то¬пулос), патриарх Александрийский. Гравюра из собрания портретов Ж. Ж. Буассара. 50–60-е гг. XVII в.

После торжественного прощания с Оксфордским ун-том осенью 1622 г. М. К. пришлось задержаться в Англии до кон. июля 1624 г., поскольку он встретил в Лондоне Никодима Метаксаса, занимавшегося подготовкой к изданию присланных патриархом Кириллом через английского посла рукописей. Тогда же М. К. написал развернутое письмо Т. Гоуду, капеллану Кентерберийского архиепископа, которое считается черновым вариантом составленного позже «Исповедания веры» (Δυοβουνιώτης. 1915. Σ. 51-60; Καρμίρης. 1948; Davey. 1987. P. 111-145).

В 1623 г. папский нунций во Франции и Фландрии Дж. Ф. Гвиди ди Баньо пытался привлечь М. К. на сторону Римско-католической Церкви, предлагая ему переезд в Рим для продолжения там обучения. Несмотря на то что в Риме в сент. 1623 г. было принято решение покрыть все расходы М. К. на путешествие, он предпочел поездку в протестантские страны Европы (Τσιρπανλής. 1989. Σ. 386-391).

В 1624 г. М. К. отправился в Германию. Сойдя на берег 27 июля в Гамбурге, он переезжал из города в город, посетив Штаде, Бремен, Брауншвайг, Вольфенбюттель, Хельмштедт, Магдебург, Галле, Лейпциг, Виттенберг, Фрайенвальде, Берлин, Нюрнберг, Йену, Веймар, Эрфурт, Кобург, Альтдорф, Зульцбах, Аугсбург, Ульм, Штутгарт, Тюбинген, Фройденштадт, Страсбург (Davey. 1987. P. 147-158, 188-252; хронологическая таблица посещения М. К. немецких городов: Τσιρπανλής. 1990. Σ. 235-236). Во время поездки М. К. встречался с известными учеными и богословами. Период с сент. 1624 по нач. мая 1625 г. он, получив рекомендацию Л. Кроциуса, провел в Хельмштедте, в Юлианской академии, у Г. Каликста и К. Хорнеюса, предложивших ему сформулировать свои богословские взгляды в письменном сочинении. В ответ М. К. написал свое самое известное произведение «Исповедание веры» (῾Ομολογία τῆς ᾿Ανατολικῆς ᾿Εκκλησίας τῆς καθολικῆς καὶ ἀποστολικῆς; см.: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 222; Idem. 2005. Σ. 289). Его рукопись, сохранившаяся в б-ке герц. Августа в Вольфенбюттеле (Guelf. 946 Helmst.), была закончена, судя по имеющейся в посвящении дате, в мае 1625 г. Она считалась автографом М. К. (Griechische Handschriften und Aldinen: Eine Ausstellung anlasslich der XV. Tagung der Mommsen-Gesellschaft in der Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel. Wolfenbüttel, 1978. S. 114-116. N 44; изд. с лат. пер. в 1661). В этом сочинении основное внимание уделено догматике и полемике с католичеством. М. К. излагает правосл. учение о Церкви, об икономии спасения и о 7 церковных таинствах, отводя значительное место особенностям правосл. обрядности (так, он пространно описывает 3-кратное погружение при крещении, определяет покаяние как личную исповедь перед иереем и т. д.) и принятым церковным обычаям, под к-рыми он понимает отвергаемые протестантами почитание икон и мощей, пост, молитвенное обращение к святым, монашество. Т. о., М. К. предложил на рассмотрение европ. протестант. кругам «Исповедание веры», свидетельствующее о том, что он в полной мере придерживался учения Восточной Церкви; это позволяет предполагать, что он надеялся на возможное преодоление разногласий во Вселенской Церкви, о разделении которой пишет в «Исповедании...», на основе признания православной догматики (богословский анализ см.: Davey. 1987. P. 159-188; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 225-228; Idem. 2005. Σ. 292-296).

Переcелившись в Нюрнберг, М. К. написал письмо Кириллу Лукарису, в то время уже ставшему К-польским патриархом и ожидавшему его в К-поле (не сохр.). В ответном послании (28 янв. 1626) патриарх предупреждал М. К. о происках сторонников унии с католич. Церковью (речь шла об испан. после в Лондоне Д. Сармьенто де Акунье, гр. Гондомара, и папском нунции Гвиди ди Баньо), а также просил его покупать книги (Καρμίρης. 1937. Σ. 178-181; Τσιρπανλής. 1989. Σ. 384-387). В Нюрнберге и в Альтдорфе М. К. находился с сент. 1625 по июль 1626 г., иногда выезжая в др. нем. города. В Альтдорфе он подготовил проповедь на Рождество Христово (Λόγος πανηγυρικός, ἅμα καὶ δογματικός, εἰς τὴν κατὰ σάρκα γέννησιν Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν ᾿Ιησοῦ Χριστοῦ), в к-рой говорилось о противостоянии Православия католицизму и высказывалась благодарность нем. протестантам. Текст этого сочинения был тогда же переведен на лат. язык эллинистом Г. Квексом (Квекцием) и опубликован (см.: Moennig. 2003; Podskalsky. 2003).

Переезжая с места на место, М. К. добрался до Тюбингена, где жил с нач. сент. 1626 по 18 июня 1627 г., поддерживая тесные контакты в университетской среде. Здесь же он перенес тяжелую болезнь. В июле-авг. 1627 г. в Страсбурге М. К. был гостем М. Бернеггера, профессора истории и риторики, вместе с к-рым занимался составлением грамматики новогреч. языка и работал над поправками к словарю И. Меурзия (Й. ван Мёрса; Ioannes Meursius. Glossarium graecobarbarum. Lugd. Batav., 1610, 16142). Вместе с Бернеггером М. К. занимался переводами на лат. язык отрывков из греческой светской поэзии для пополнения лексики словаря (Moennig. 1992).

Из Страсбурга в авг. 1627 г. М. К. прибыл в Швейцарию, где посетил Базель, Берн, Цюрих, Женеву, Шаффхаузен, Санкт-Галлен, Кур, и до нояб. занимался переговорами о церковном союзе и даже возможной унии с протестантами (Staehelin. 1942; Τσιρπανλής. 1990. Σ. 236). 6 окт. 1627 г. в Женеве М. К. был принят Консисторией протестант. пасторов и сообщил им, что его поездка в Англию и Германию была осуществлена по поручению патриарха Кирилла Лукариса и что его целью было выяснение возможностей заключения унии с протестантами в связи с начатым Лукарисом активным противостоянием Римской Церкви. Два дня спустя на новой аудиенции М. К. вновь говорил о возможностях унии с протестантами. Из сохранившихся протоколов этих заседаний известно, что М. К., стремившийся достичь согласия с протестантами, просил дать ответы на следующие вопросы: должно ли Слово Божие являться основой для решения разногласий; можно ли для толкования неясных мест Свящ. Писания привлекать святоотеческие тексты и постановления Соборов; можно ли сохранить церковную обрядность, если она не противоречит Слову Божиему и церковному единству. Усилия М. К., однако, не привели к к.-л. серьезным шагам по сближению со швейцар. кальвинистами, поскольку пасторы, сомневаясь в полномочиях М. К., сочли необходимым лишь продолжить обсуждение путей церковного сближения, выразив свое удовлетворение намерениями К-польского патриарха (Legrand. Bibl. hell. XVIIe. 1903. Vol. 5. P. 203-208; Παπαδόπουλος. 1910; Staehelin. 1942; Perret. 1981; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 223-224; Idem. 2005. Σ. 290-291).

1 дек. 1627 г. М. К. приехал в Венецию, где оставался до кон. окт. 1630 г. Он довольно долго ожидал здесь присылки неск. сотен книг, приобретенных им во время путешествия в Англию и Германию. Прибытие ценного груза задерживалось из-за продолжавшейся в Германии Тридцатилетней войны (Καρμίρης. 1937. Σ. 147-160; Davey. 1987. P. 263-266, 280-282; Τσιρπανλής. 1990. Σ. 237). Впосл. книги пополнили б-ку Александрийского Патриархата (всего, по подсчетам, 265 томов имеют пометы, свидетельствующие об их принадлежности ранее М. К.: Μαζαράκης. 1884; Idem. 1932. Σ. 6-10; Μοσχονάς. 1962. Σ. 8-27; Davey. 1987. P. 287). Иерусалимский патриарх Нектарий (1661-1669), пользовавшийся во время своего пребывания на Синае и в Египте б-кой Патриархата, писал, что благодаря ее пополнению привезенными М. К. книгами там имелось все, что было на тот период издано на греч. и лат. языках (Σάθας. 1868. Σ. 297).

В Венеции М. К. с сент. 1628 по 1629 г. преподавал грамматику и лат. язык в школе греч. общины (получая за это жалованье в 300 талеров), а во время Великого поста 1629 г. проповедовал перед жившими в Венеции греками (Ibid. Σ. 297; Davey. 1987. P. 281). В июле 1628 г. М. К. встречался с А. Леже, пастором голл. посольства в К-поле, который направлялся к месту своего церковного служения; он оказал большое влияние на подготовку патриархом Кириллом Лукарисом текста «Исповедания веры», где были высказаны протестант. взгляды. Предпринятые М. К. попытки опубликовать в Венеции «Исповедание...» Кирилла Лукариса, присланное патриархом в связи с разгромом в К-поле недолго там просуществовавшей греческой типографии, не увенчались успехом, и впервые этот текст был издан в 1629 г. в Седане, а затем в Женеве. В то же время, несмотря на близость к Кириллу Лукарису, М. К., будучи в Венеции, поддерживал отношения с папским нунцием, продолжая те контакты с представителями католич. Церкви, к-рые были им начаты в Англии (Davey. 1987. P. 276-280; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 224; Idem. 2005. Σ. 291). Задержка М. К. в Венеции и прекращение дружеской переписки с немецкими протестантами в это время могли быть вызваны также реакцией в К-поле на публикацию «Исповедания...» Кирилла Лукариса и стремлением переждать разразившийся скандал из-за явного присутствия в этом тексте кальвинист. догматов (Davey. 1987. P. 282-285).

В нач. 1631 г. М. К. приехал в Египет (остается неясным, посетил ли он К-поль, чтобы повидаться со своим покровителем Кириллом Лукарисом). Вернувшись на Восток, он стал великим архимандритом Александрийского патриарха Герасима I Спарталиота, а в нояб. 1633 г. был рукоположен во митрополита Мемфисского (Μαζαράκης. 1932. Σ. 5-9; Davey. 1987. P. 288, 296; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 224-225; Idem. 2005. Σ. 291). Поскольку патриарх Герасим уже давно был болен, слух о том, что М. К. займет после него Патриарший престол, распространился уже весной 1628 г., когда нем. друзья поздравляли его с буд. призванием на Александрийскую кафедру, желая доброго пути в К-поль. В 1630 г. М. К., еще находясь в Венеции, сообщал в письме, отправленном в Страсбург, что из-за болезни и желания Александрийского патриарха уйти на покой патриарх Кирилл Лукарис просил его поторопиться с приездом (Davey. 1987. P. 266, 275-276). Прибыв в Египет, М. К., очевидно, взял на себя церковные дела, которыми занимался патриарх Герасим, прежде всего переписку, поскольку в последние месяцы жизни больной патриарх удалился в мон-рь св. Саввы Освященного в Александрии. По-видимому, рукой М. К. написаны 2 письма патриарха Герасима, адресованные рус. царю Михаилу Феодоровичу. Одно из них (окт. 1635) содержит благодарность за присланную с русскими послами милостыню, а также соболезнования по поводу смерти Московского патриарха Филарета (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 124; Фонкич Б. Л. Греческо-рус. связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст. М., 1991. № 23; изд.: СГГД. 1822. Ч. 3. С. 354-360; Μαζαράκης. 1932. Σ. 277-280). Во 2-м письме (1636) высказывается просьба милостиво принять в Москве и простить за прегрешения рус. паломника купца В. Я. Гагару (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 131; изд.: Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары, 1634-1637 гг. / Ред.: С. О. Долгов // ППС. 1891. Т. 11. Вып. 3. С. 79-90; Записки рус. путешественников XVI-XVII вв. / Сост.: Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1988. С. 88-133; см.: Ченцова В. Г. К истории пребывания на Востоке Василия Гагары: Грамота Александрийского патр. Герасима // Каптеревские чт. М., 2012. Вып. 10. С. 327-331; Она же. 2014).

Однако казавшееся уже в 1628 г. почти свершившимся возведение М. К. на Александрийский престол не состоялось, и в 1635 г. он был одним из кандидатов на занятие кафедры митрополита Филадельфийского. Возможно, М. К. надеялся вернуться в Венецию, где с кон. XVI в. находилась резиденция Филадельфийских владык, но митрополитом был избран Афанасий Валерианос. Лишь после того как 30 июля 1636 г. Александрийский патриарх Герасим скончался, в сент. того же года М. К. был избран его преемником (Καρμίρης. 1937. Σ. 161-172; Davey. 1987. P. 296-298). С его возведением на престол были связаны новые надежды сторонников патриарха Кирилла Лукариса на сближение с протестантами и на то, что теперь «все придет в порядок», как выразился протосинкелл К-польского патриарха Нафанаил Конопиос в письме Леже в февр. 1637 г.: под этими словами подразумевались предполагавшийся приезд М. К. в К-поль и его возможная помощь в организации школ, где готовились бы греч. богословы. Однако в 30-х гг. XVII в. М. К. все больше настаивал на том, что уния с протестантами может быть достигнута лишь в случае, если она будет основана на принятии православной догматики (Davey. 1987. P. 297-299).

Несмотря на то что М. К. был сторонником Кирилла Лукариса и возобновил переписку со своими друзьями-протестантами, в Египте он поддерживал связи также с миссионерами-францисканцами и считался благосклонно настроенным и в отношении сближения с католич. Церковью (Τσιρπανλής. 1989. Σ. 393). В 1637 г. М. К. просил помощи у кард. Антонио Барберини, главы римской Конгрегации пропаганды веры, названного им «филэллином», в том, чтобы в греческую коллегию св. Афанасия были приняты для получения образования 2 его племянника (письма датированы 20(30) янв. и 25 мая (4 июня) 1637). На эту просьбу он получил положительный ответ от Конгрегации пропаганды веры, в котором выражалась надежда на обращение и самого М. К. к учению Римской Церкви. Кардинал же вызвался материально обеспечить студентов на время их обучения. Однако не имеется никаких данных о том, что намерение М. К. послать племянников для обучения в коллегию св. Афанасия было реализовано (см.: Hofmann. 1934; Τσιρπανλής. 1989. Σ. 393-395; Davey. 1987. P. 299).

С нояб. 1637 по окт. 1638 г. М. К. находился в К-поле и возобновил оттуда переписку с англ. другом, королевским библиотекарем П. Янгом (Davey. 1987. P. 299; Τσιρπανλής. 1990. Σ. 237). В это время в османской столице развернулась борьба за Патриарший престол: Кирилл II Контарис, бывш. патриарх, попытался выступить против Лукариса, заручившись поддержкой посла Священной Римской империи Й. Р. Шмида и Римской курии. После того как 28 июня 1638 г. патриарх Кирилл Лукарис, заподозренный османскими властями в гос. измене, был задушен и брошен в море, М. К. написал неск. писем, сообщая об этом событии близким ему корреспондентам. В июле 1638 г. М. К. через Нафанаила Конопиоса, уехавшего в Англию в Бейллиол-колледж, опасаясь репрессий, отправил своему старому другу Янгу, а в авг.- в Ретимно послания о событиях в К-польской Церкви (Davey. 1987. P. 300-302; Μανούσακας Μ. Ι. ᾿Ανέκδοτα βενετικὰ ἔγγραφα (1618-1639) γιὰ τὸν ᾿Ιωάννη-᾿Ανδρέα Τρωίλο, τὸν ποιητὴ τοῦ «Ροδολίνου» // Θησαυρίσματα = Thesaurismata. Venezia, 1963. Τ. 2. Σ. 65, 68-72). 24 сент. 1638 г. в К-поле состоялось заседание церковного Собора, на к-ром было принято решение об осуждении протестант. взглядов Кирилла Лукариса. 20 окт. того же года вновь занявший престол патриарх Кирилл II Контарис в письме М. К. призвал его поставить свою подпись под соборным постановлением, чего тот, видимо, до этого времени не сделал (Καρμίρης. 1937. Σ. 166-168; Hofmann. 1934. S. 85-86; Davey. 1987. P. 302-303; Τσιρπανλής. 1989. Σ. 395-397). Не исключено, что позже М. К. все-таки вынужден был подписать осуждающий Лукариса акт, поскольку его подпись имеется в опубликованном в 1648 г. тексте постановления (Mansi. T. 34. Col. 1709-1720). Александрийскому патриарху было предложено удалиться из К-поля, и он отправился в имения Александрийского Патриархата в Валахии. В окт. 1638 г., накануне отъезда из К-поля, М. К. написал письмо в Москву, в котором просил о помощи и выражал беспокойство в связи с имевшейся угрозой его жизни после расправы над Кириллом Лукарисом. В убийстве патриарха он обвинял Кирилла Контариса, оклеветавшего Лукариса, а также подвергшего преследованиям его близких и самого М. К., лишь чудом избежавшего смерти (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 152; писцом текста этого письма ошибочно считался Иоанн Кариофилл - см.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII вв. М., 1991. № 25; он же. Автографы Иоанна Кариофиллиса // Он же. Греческие рукописи европ. собраний: Палеогр. и кодикол. исслед. 1988-1998 гг. М., 1999. № 19. С. 133; он же. Иоанн Кариофиллис и его роль в истории рус.-греч. связей в XVII в. // РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 394).

25 апр. 1639 г. М. К. скончался в столице Валахии Тырговиште. Не исключено, что высказанное в письме в Москву беспокойство было оправдано, поскольку впосл. ходили упорные слухи о его отравлении. Архим. Пахомий из Иверского монастыря, находясь в рус. столице, обвинял в кончине патриарха Кирилла Контариса: «А александрейского де патриарха Митрофана в Мутьянской земле не стало, а которыми обычаи случилась ему смерть, того подлинно не ведают, а говорят де в Мутьянской земле всякие люди, что ево окормили отравою по веленью Кирила, нового патриарха цареградцкого» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 2. Л. 5). Этот слух со ссылкой на врачей валашского господаря передавал в Москве и иером. Феофан, указав в качестве причины покушения опасения, что М. К. мог претендовать на Патриаршество в К-поле: «А александрейского де патриарха Митрофана не стало в Мутьянской земле, окормили ево отравою лихие люди по засылке цареградцкого патриарха Кирила Верейского за то, что, было, его хотели учинить на ево, Кирилово, патриарше место во Царегороде патриархом, и, рнясь тому, накупил на него таких людей, что ево окормили. Про то де подлинно сказывали Мутьянские земли владетеля дохтуры» (Там же. Д. 3. Л. 12). Преемник М. К. на Александрийской кафедре патриарх Никифор Кларонцан в окружной грамоте от 7 нояб. 1639 г. отметил, что его предшественник неожиданно скончался от поразившей его болезни почти сразу по прибытии в Валахию (Davey. 1987. P. 304). В связи с этим К. Дейви полагал, что кончина М. К. все же могла быть естественной и наступить вслед. заболевания, т. к. из источников известно о часто случавшихся у него серьезных недомоганиях (Ibid. P. 305). В выпуске франц. газ. «Gazette» от 16 авг. 1639 г. сообщается о смерти М. К. 20 мая. Датировка 30 мая 1639 г. основывалась на дате письма резидента Шмида кард. А. Барберини, в к-ром упоминается о кончине патриарха. Об ошибочности последней даты писал уже Э. Легран. И. Кармирис, указав на то, что Шмид в кон. мая передавал достигшие К-поля слухи о смерти М. К., высказал предположение, что патриарх скончался в кон. апр. или в нач. мая 1639 г. (Ρενιέρης. 1893. Σ. 109; Legrand. Bibl. hell. XVIIe. Vol. 5. P. 209-210; Grumel. 1929. Col. 1623; Καρμίρης. 1937. Σ. 168; Davey. 1987. P. 304). В переводе письма Cевастийского митр. Иосифа, сохранившемся в архиве московского Посольского приказа, указана дата смерти М. К. 25 апр. 1639 г., которая представляется наиболее правдоподобной. В этом же письме говорится, что М. К. был похоронен валашским господарем Матеем Басарабом (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1639 г. Д. 12. Л. 15, 35), как предполагается, в Тырговиште.

Сочинения и переписка

Целый ряд сочинений М. К. в связи с его известностью в Зап. Европе был издан уже в XVII в., хотя некоторые (гомилии, частично переписка и др.) остаются до сих пор неопубликованными (перечень основных произведений М. К. см.: Dietelmair. 1769. P. 6-12; Σάθας. 1868. Σ. 298; Grumel. 1929. Col. 1623-1627; Καρμίρης. 1966. Σ. 1137-1139; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 220-229; Idem. 2005. Σ. 285-296). К наиболее известным из них помимо «Исповедания веры» и проповеди на Рождество Христово относятся ответы на 18 вопросов англ. богослову Гоуду (1623; Τῷ πολυμαθεστάτῳ καὶ ἐλλογιμωτάτῳ Θωμᾷ τῷ Γώδῳ, διδασκάλῳ ἐν τῇ Θεολογίᾳ περιφήμῳ; изд.: Δυοβουνιώτης. 1915. Σ. 50-60; Καρμίρης. 1948) и грамматика новогреческого языка (Grammatica Graeco-barbara, 1627; см.: Δυοβουνιώτης. 1924; ᾿Αναστασίου. 1983; Moennig. 1992; Idem. 1994). В рукописных собраниях Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, России сохранилось большое количество писем разного времени и на разных языках как самого М. К., так и его многочисленных корреспондентов. Некоторые из писем содержат развернутые ответы на вопросы, относящиеся к правосл. догматике, и фактически представляют собой самостоятельные сочинения, написанные в эпистолярном жанре.

Портреты

Во время путешествия М. К. по нем. землям было сделано неск. его изображений. Нек-рые из них сохранились, о других известно по упоминаниям в письмах его нем. друзей. Наиболее ранний портрет М. К. был сделан в Нюрнберге в мае-июне 1626 г. неизвестным художником с подписью на обороте: «Metrophanes, hieromonachus, Critopulos, Macedo Berrarensis im Alter von 38 Jahren vom Jahre 1626» (Иеромонах Митрофан Критопулос, из Веррии Македонской, в возрасте 38 лет, 1626 г.). Самый известный гравированный портрет М. К. выполнил фламандский мастер Я. ван дер Хейден в 1627 г. по заказу С. Глонера из Страсбурга, друга М. К., и по рисунку И. ван дер Хейдена. На портрете имеется надпись: «Imago vera reverendi et clarissimi viri D(omi)ni Metrophanis Critopuli, Berrœensis Macedonici, Hieromonachi et Sigilliferi Patriarchalis Primarii, Aetatis suae 38, Nativitatis Christi 1627» (Подлинный портрет досточтимого и славнейшего мужа, господина Митрофана Критопулоса, из Веррии Македонской, иеромонаха и первого патриаршего протосинкелла, в возрасте 38 лет, в год от Рождества Христова 1627) с кратким прославлением достоинств изображенного. Др. гравюра, видимо изготовленная на основе первой, была издана в 1652 г. в составе собрания портретов («Bibliotheca chalcographica»). Еще одна попытка повторить гравюру была сделана в Александрии: в патриаршей резиденции сохранилась гравировальная доска, на которой довольно неумелый мастер постарался воспроизвести изображение с портрета Хейдена. Известно также, что после избрания М. К. патриархом его нем. друг В. Я. Кристманн прислал из Аугсбурга в Египет портрет М. К., с тем чтобы поместить это изображение в александрийской резиденции (Legrand. Bibl. hell. XVIIe. Vol. 5. P. 210-211; Καρμίρης. 1937. Σ. 107-110; Davey. 1987. P. 146, 219, 251, 298).

Арх.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1639 г. Д. 12. Л. 15, 35; 1640 г. Д. 2. Л. 5; 1640 г. Д. 3. Л. 12; Оп. 2. № 124, 131, 152.
Соч.: Oratio panegirica et dogmatica, in Nativitatem Domini Dei et salvatoris nostri Jesu Christi secundum carnem. Altdorf, 1626; Confessio Catholicae et Apostolicae in Oriente Ecclesiae / Ed. et lat. dottata a I. Horneio. Helmestadii, 1661; Epistola de vocibus quibusdam liturgicis / Ed. et lat. interpr. I. I. Crudelius. Vitembergae, 1740; Emendationes et animadversiones in Iohannis Meursii Glossarium graecobarbarum / Ed. I. G. F. Franzius. Stendaliae, 1787; Καρμίρης Ι. Ν. Μητροφάνους Κριτοπούλου λόγος πανηγυρικὸς ἅμα καὶ δογματικὸς εἰς τὴν κατὰ σάρκα γέννησιν τοῦ Κυρίου // Νέα Σιών. 1941. Τ. 36. Σ. 129-144, 273-281; idem. ῾Η ῾Ομολογία μετὰ τῶν πρὸς Γῶδον ἀποκρίσεων τοῦ Μητροφάνους Κριτοπούλου καὶ ἡ δογματικὴ διδασκαλία αὐτοῦ. ᾿Αθῆναι, 1948; idem. Μητροφάνους Κριτοπούλου, πατριάρχου ᾿Αλεξανδρείας, ῾Ομολογία πίστεως. ᾿Αθῆναι, 1953;
Лит.: Dietelmair I. A. Novae provinciae professoris graecae linguae adeundae caussa de Metrophane Critopulo, huius academiae quondam cive, tandem patriarcha Alexandrino. Altorfii, [1769]; Σάθας Κ. Ν. Νεοελληνικὴ φιλολογία: Βιογραφίαι τῶν ἐν τοῖς γράμμασι διαλαμψάντων ῾Ελλήνων, ἀπὸ τῆς Βυζαντινῆς αὐτοκρατορίας μέχρι τῆς ῾Ελληνικῆς ἐθνεγερσίας, 1453-1821. ᾿Αθῆναι, 1868; Δημητρακόπουλος Α. Κ. Δοκίμιον περὶ τοῦ βίου καὶ τῶν συγγραμμάτων Μητροφάνους πατριάρχου ᾿Αλεξανδρείας = De vita et scriptis Metrophanis Critopuli. Lipsiae, 1870; Μαζαράκης Γ. Μητροφάνης Κριτόπουλος πατριάρχης ᾿Αλεξανδρείας κατὰ τοῦς κώδικας τοῦ Πατριαρχείου ᾿Αλεξανδρείας καὶ ἄλλας πυγάς. Καΐρος, 1884; idem. Συμβολὴ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς ἐν Αἰγύπτῳ ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αλεξάνδρεια, 1932; Ρενιέρης Μ. Μητροφάνης Κριτόπουλος καὶ οἱ ἐν ᾿Αγγλίᾳ καὶ Γερμανίᾳ φίλοι αὐτοῦ (1617-1628). ᾿Αθῆναι, 1893; Παπαδόπουλος Χ. ῾Ο Μητροφάνης Κριτόπουλος (ἐν Γενεύῃ) // ΕΘ. 1910. Τ. 6. Σ. 207-212; Δυοβουνιώτης Κ. Μητροφάνης Κριτόπουλος. ᾿Αθῆναι, 1915; idem. Μητροφάνους Κριτοπούλου ἀνέκδοτος γραμματικὴ τῆς ἁπλῆς λληνικῆς // ᾿Επιστημονικὴ ᾿Επετηρὶς τῆς Θεολογικῆς σχολῆς τοῦ ᾿Αθήνησι Πανεπιστημίου. 1924. Τ. 1. Σ. 97-123; idem. ῾Η φιλοθήκη τοῦ Μητροφάνους Κριτοπούλου // Πρακτικὰ τῆς ᾿Ακαδημίας ᾿Αθηνῶν. 1938. Τ. 13. Σ. 146-155; Marshall F. H. An Eastern Patriarch's Education in England // JHS. 1926. Vol. 46. N 2. P. 185-202; Grumel V. Metrophane Critopoulos // DTC. 1929. T. 10. Pt. 2. Col. 1622-1627; Καρμίρης Ι. Ν. Μητροφάνης, ὁ Κριτόπουλος // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 1136-1139; Staehelin E. Die Reise des griechischen Theologen Metrophanes Kritopulos durch die Schweiz im Jahre 1627 // Zschr. für schweizerische Geschichte. Zürich, 1942. Bd. 22. S. 508-528; Μοσχονάς Θ. Δ. Κριτοπούλεια // ᾿Ανάλεκτα: ᾿Εκδόσεις τοῦ ᾿Ινστιτούτου τῶν ᾿Ανατολικῶν Σπουδῶν τῆς Πατριαρχικῆς Βιβλιοθήκης ᾿Αλεξανδρείας. 1962. Τ. 11. Σ. 3-28; Davey C. Pioneer for Unity: Metrophanes Critopoulos (1589-1639) and Relations between the Orthodox, Roman Catholic and Reformed Churches. L., 1987; ᾿Αναστασίου Ι. Ε. Μητροφάνης Κριτόπουλος, πατριάρχης ᾿Αλεξανδρείας, ἀπὸ τὴν Βέροια // Πνευματικοὶ ἄνδρες τῆς Μακεδονίας κατὰ τὴν τουρκοκρατίαν. Θεσ., 1972. Σ. 81-105; idem. Η μικρή νεοελληνική Γραμματική του Μητροφάνη Κριτόπουλου // Πρακτικά του Δ´ Πανελληνίου Ιστορικού Συνεδρίου. Θεσ., 1983. Σ. 9-15; Perret E. Metrophanes Kritopoulos, Kyrilos Loukaris et Genève (1627-1640) // Εκκλεσία και Θεολογία = Church and Theology. L., 1981. T. 2. P. 1025-1054; Podskalsky. Griechische Theologie; idem. Die Deutschlandreise des Metrophanes Kritopulos (1624-1627) im Rahmen der deutsch-griechischen Beziehungen im 17. Jh. // Nürnberg und das Griechentum: Geschichte und Gegenwart / Hrsg. E. Konstantinou. Fr./M. etc., 2003. S. 93-106; idem. ῾Η λληνικὴ θεολογία ἐπὶ Τουρκοκρατίας, 1453-1821: ῾Η ᾿Ορθοδοξία στὴ σφαῖρα ἐπιρροῆς τῶν δυτικῶν δογμάτων μετὰ τὴ Μεταρρύθμιση. ᾿Αθήνα, 2005. Σ. 285-296; Τσιρπανλής Ζ. Ν. Ο Μητροφάνης Κριτόπουλος και η Καθολική εκκλησία: Νέα στοιχεία και νέες ερμηνείες // Δωδώνη. 1989. Τ. 18. Σ. 383-397; idem. ῾Η θέση τῶν Μακεδόνων Μητροφάνη Κριτοπούλου (1589-1639) καὶ ᾿Ιωάννη Κωττουνίου (1572-1657) στὸν πνευματικὸ κόσμο τῆς νεότερης Εὐρώπης // Ibid. 1990. Τ. 19. Σ. 201-246; Moennig U. ῾Ο Μητροφάνης Κριτόπουλος μεταφραστὴς λληνικῶν δημωδῶν στίχων (Στρασβούργο 1627) // Θησαυρίσματα = Thesaurismata. Venezia, 1992. Τ. 22. Σ. 361-371; idem. Matthias Berneggers Handexemplar des Glossarium graecobarbarum des Ioannes Meursius mit Korrekturen des Metrophanes Kritopoulos // Graeca recentiora in Germania: Deutsch-griechische Kulturbeziehungen vom 15. bis 19. Jh. / Hrsg. H. Eideneier. Wiesbaden, 1994. S. 161-198; idem. Metrophanes Kritopulos und die Neugriechischkenntnisse deutscher Gelehrter im 17. Jh. // Nürnberg und das Griechentum. Fr./M. etc., 2003. S. 81-91; Kourembeles I. G. Die bedeutendsten Stationen des Aufenthalts von Metrophanes Kritopoulos im Abendland, seine Wichtigsten Kontakte mit den Reformatoren und die dogmatischen Elemente seines Glaubensbekenntnisses // Scientific Annals of the Faculty of Theology, School of Pastoral and Social Theology. Thessal., 2004. Vol. 9. P. 239-284; Ченцова В. Г. Александрийский патриарх Митрофан I Критопулос и Россия: Продолжая исслед. А. И. Пападопуло-Керамевса // Noctes Petropolitanae: Мат-лы конф., посвящ. 100-летию со дня кончины А. И. Пападопуло-Керамевса (1856-1912). СПб., 2014. С. 89-95; Ică I. I. Sr. Metrophanes Kritopoulos // Religion Past and Present. [Электр. ресурс: dx.doi.org/10.1163/1877-5888_rpp_SIM_12356].
В. Г. Ченцова
Ключевые слова:
Патриархи Александрийские Богословы греческие Митрофан Критопулос (ок. 1589 - 1639), патриарх Александрийский (с сент. 1636), греческий богослов
См.также:
ГЕРАСИМ I СПАРТАЛИОТ (1560/70 - 1636), патриарх Александрийский (с 30 нояб. 1620), богослов, экзегет
АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)
АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)
АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель
АЛИВИЗАТОС Гамилькар Спиридон (1887-1969), греч. проф. канонического права и пастырского богословия